О временах года и сторонах света в Хокку.
Насколько важна форма? Что делать, когда всё, что хочешь высказать,
просто не умещается в три строки? А четыре меняет всё?
Л. Лиходеев говорил: “Писать – это умение вычёркивать.”
Упоминание о времени года. Форма 5-7-5 слогов. Знаков
препинания нет. Хокку. Трёхстишие. Высшая форма выражения мысли, рождающая
полуматериальный образ, прозрачный и плотно наполненный содержанием.
В 17 веке военный самурай Мацуо Басё оставляет военную
крьеру и становится странствующим монахом. Он идёт по стопам Сайгё – путешествует
по тем же местам и пытается найти совершенную для него форму выражения
собственного опыта познания. Басё был дзен-буддистом.
Спокойствие ума и сердца погружает человека в состояние
сроднее печали по ощущению. Мир воспринимается так, словно фильм проходит
перед твоими глазами. Окружающее и Внутреннее живут сами по себе. Отстранённость,
позволяющая трезво, как бы со стороны, осмыслять действительность. Это
состояние называется “саби”. Озарения, прозрения, пришедшие к нему, он
облекал в форму трёхстишия.
Что окружало странствующего монаха? Что давало толчки
и озарения? Природа.
О познании можно говорить бесконечно, соответсвенно
о хокку.
Время года важно. Каждому времени года
соответсвуют определённые аттрибуты, настроения.
Весна – восток, рождение, цветение, юность, внутренний
ребёнок, сев, восход, утро.
Лето – юг, развитие, рост, зрелость, жар, солнце в зените,
полдень.
Осень – запад, подведение итогов, сбор урожая, возраст
“за сорок”, переоценка ценностей, встреча с самим собой, со своими страхами,
вечер, закатное солнце, закат.
Зима – север, время переосмысления, обращения к своим
корням, преображения, закладка на следющий сезон роста, старость, луна,
ночь.
Эти свойства можно перечислять достаточно долго. Они очевидны.
Упоминание о времени или о сезоне придаёт хокку дополнительный оттенок,
настроение, позволяющее наиболее полно раскрыться содержанию.
Форма связана с традицией японского стихосложения. Идеально
владеть умением вычёркивать и концентрировать свою мысль настолько, чтобы
вместить желаемое в эти рамки. Чем эта форма лучше, чем любая другая? Или
чем хуже? Выбор сугубо личен и зависит от мастерства. Можно простить неровности,
если это наделяет стих чем-то неповторимым и углубляет его смысл.
Знаки препинания или их отсутсвие, дают дополнительные
преимущества, возможность игры слов и значения.
Теперь о главном, с моей точки зрения. Хокку, как любая форма
творчества, предоставляет нам зеркало, отражаясь в котором мы видим нечто
своё. Насколько хорошо это зеркало настроено и насколько близко нам то,
что оно отражает, определяет наше отношение. И Леонардо и Басё оставляют
многих равнодушными. Снег на Фудзи и помойка во дворе сами по себе не имеют
никакого значения. Но в контексте...
Глубокой стариной
Повеяло... Сад возле храма
Засыпан палым листом.
***
Как завидна их судьба!
К северу от суетного мира
Вишни зацвели в горах.
Басё.
Вот примеры. Они наиболее ярко отражают сказанное выше.
|