назад
 

  О временах года и сторонах света в Хокку.

Насколько важна форма? Что делать, когда всё, что хочешь высказать, просто не умещается в три строки? А четыре меняет всё?
  Л. Лиходеев говорил: “Писать – это умение вычёркивать.”
   Упоминание о времени года. Форма 5-7-5 слогов. Знаков препинания нет. Хокку. Трёхстишие. Высшая форма выражения мысли, рождающая полуматериальный образ, прозрачный и плотно наполненный содержанием.
   В 17 веке военный самурай Мацуо Басё оставляет военную крьеру и становится странствующим монахом. Он идёт по стопам Сайгё – путешествует  по тем же местам и пытается найти совершенную для него форму выражения собственного опыта познания. Басё был дзен-буддистом.
   Спокойствие ума и сердца погружает человека в состояние сроднее печали по ощущению. Мир воспринимается так, словно фильм проходит перед твоими глазами. Окружающее и Внутреннее живут сами по себе. Отстранённость, позволяющая трезво, как бы со стороны, осмыслять действительность. Это состояние называется “саби”. Озарения, прозрения, пришедшие к нему, он облекал в форму трёхстишия. 
    Что окружало странствующего монаха? Что давало толчки и озарения? Природа. 
    О познании можно говорить бесконечно, соответсвенно о хокку. 
      Время года важно. Каждому времени года соответсвуют определённые аттрибуты, настроения. 
   Весна – восток, рождение, цветение, юность, внутренний ребёнок,  сев, восход, утро.
   Лето – юг, развитие, рост, зрелость, жар, солнце в зените, полдень.
   Осень – запад, подведение итогов, сбор урожая, возраст “за сорок”, переоценка ценностей, встреча с самим собой, со своими страхами, вечер, закатное солнце, закат.
   Зима – север, время переосмысления, обращения к своим корням, преображения, закладка на следющий сезон роста, старость, луна, ночь.
   Эти свойства можно перечислять достаточно долго. Они очевидны. Упоминание о времени или о сезоне придаёт хокку дополнительный оттенок, настроение, позволяющее наиболее полно раскрыться содержанию.
   Форма связана с традицией японского стихосложения. Идеально владеть умением вычёркивать и концентрировать свою мысль настолько, чтобы вместить желаемое в эти рамки. Чем эта форма лучше, чем любая другая? Или чем хуже? Выбор сугубо личен и зависит от мастерства. Можно простить неровности, если это наделяет стих чем-то неповторимым и углубляет его смысл. 
   Знаки препинания или их отсутсвие, дают дополнительные преимущества, возможность игры слов и значения.
  Теперь о главном, с моей точки зрения. Хокку, как любая форма творчества, предоставляет нам зеркало, отражаясь в котором мы видим нечто своё. Насколько хорошо это зеркало настроено и насколько близко нам то, что оно отражает, определяет наше отношение. И Леонардо и Басё оставляют многих равнодушными. Снег на Фудзи и помойка во дворе сами по себе не имеют никакого значения. Но в контексте...
Глубокой стариной
Повеяло... Сад возле храма
Засыпан палым листом.
***
Как завидна их судьба!
К северу от суетного мира
Вишни зацвели в горах.
                                   Басё.
 

Вот примеры. Они наиболее ярко отражают сказанное выше.
 
 

 

Используются технологии uCoz